Статьи

Анастасия Арсеньева

Тактика стоматологии

Конкуренция на стоматологическом рынке приводит к своеобразной «гонке вооружений». Наталья Еремина на своем опыте доказывает, что и в таких условиях можно сохранить индивидуальность и уровень сервиса.

Наталья Еремина:
Если раньше основным показателем хорошей работы врача был факт, что пломба не выпала сразу, то теперь пациентам важна эстетика. В стоматологии постоянно появляются новые технологии, новые материалы, новые методы лечения. И чтобы клиника была успешной, могла чувствовать себя уверенно в ожесточенной конкурентной борьбе, ее руководителю надо уметь живо откликаться на веяния времени, использовать новейшие технологии.

Наталья Еремина руководит стоматологической клиникой «Дали» с начала 2000-х. В интервью Пензенскому Бизнесу-журналу она рассказала об особенностях бизнеса в стоматологической сфере.

— Стоматологический сектор рынка медицинских услуг развивается весьма динамично, потому и конкуренция здесь жесткая. Как с этим обстоят дела в Пензе?

— Пензенский рынок частной стоматологии перенасыщен. Жесткость конкуренции, впрочем, с лихвой компенсируется быстрым ростом спроса на стоматологические услуги, который поднялся за последние несколько лет до не виданных ранее высот. Открывается очень много небольших кабинетов, оказывающих стандартные стоматологические услуги посредством минимального комплекса услуг. Стоматологии такого формата занимают в настоящее время большую часть рынка. Однако такие кабинеты не слишком жизнестойки.

— История стоматологической клиники «Дали» начиналась восемь лет назад с небольшого кабинета. Как вы пришли в бизнес?

— После учебы я проработала пять лет в одной из первых частных стоматологических клиник в Пензе — «Энее». Открывшись в 1995 году, клиника сразу стала использовать в своей практике новые западные технологии: композиционные пломбировочные материалы потеснили «цемент» — и это было настоящей революцией в стоматологии того времени. Наши пациенты сразу увидели перемены в качестве предоставляемых услуг. Позже, в 2002 году вместе с двумя партнерами мы открыли частную клинику «Миллениум», но вскоре наши пути разошлись, и у меня появился собственный стоматологический кабинет — «Дали». Наверное, захотелось самостоятельности, независимости, захотелось испытать свои силы.

— Вы являетесь доцентом кафедры «Стоматология общей практики и стоматология терапевтическая» в Пензенском институте усовершенствования врачей. Как вы успеваете сочетать бизнес с преподавательской деятельностью?

— Я никогда не думала о себе только как о предпринимателе. Я, в первую очередь, врач. Мне повезло, я правильно выбрала профессию. Работа занимает большую часть жизни, но приносит удовлетворение и радость. Иногда во время проведения реставрации зубов даже забываю о времени. Но в этом, к счастью, плюс частной стоматологии — пациенту в индивидуальном порядке можно уделить больше внимания — так как нет строго ограниченного лимита времени как в государственных учреждениях. Еще одно преимущество — наличие ассистента, в госклиниках это не всегда возможно.

— А легко ли найти квалифицированных стоматологов в Пензе?

— Грамотные кадры — это и есть тот самый «нематериальный» актив, без которого новому бизнесу не видать окупаемости долгие годы. Кадры — извечная проблема не только в нашей отрасли. Но мне везет с сотрудниками. В их профессионализме я уверена.Мы очень часто ведем пациентов совместно, когда требуется не только лечение, но и протезирование или исправление прикуса. К каждому пациенту — индивидуальный подход.

— Можно ли говорить о том, что в России невысок уровень стоматологической культуры? Согласны ли вы с тем, что русский человек предпочтет купить дизайнерский костюм, нежели потратить деньги на лечение зубов?

— Люди меняются. Если раньше основным показателем хорошей работы врача был факт, что пломба не выпала сразу, то теперь пациентам важна эстетика. В стоматологии постоянно появляются новые технологии, новые материалы, новые методы лечения. И чтобы клиника была успешной, могла чувствовать себя уверенно в ожесточенной конкурентной борьбе, ее руководителю надо уметь живо откликаться на веяния времени, использовать новейшие технологии. Недавно в клинике «Дали» была установлена высокотехнологичная система компьютерного моделирования CEREC-CAD/CAM для стоматологов немецкой компании Sirona. Система позволяет создавать керамические виниры и коронки автоматически, одним кликом мыши. Для изготовления металлокерамической коронки ранее пациент должен был посетить врача как минимум трижды: для препарирования зуба, примерки каркаса и в конце — для фиксации готовой работы. Теперь интраоральная 3D-камера аппарата CEREC за несколько секунд cканирует отпрепарированный зуб во рту пациента?— технология работает только с цифровыми оптическими слепками, исключая неприятную процедуру снятия слепков ложкой. Затем снимки передаются в компьютер, а он выводит на экран изображение — какой должна быть пломба или коронка, и как в итоге будет выглядеть зуб и прикус в целом. Если увиденный образ устраивает пациента, мы выбираем цветовой оттенок, и аппарат за девять минут вытачивает пломбу из прочного керамического материала. Затем врач ее полирует, примеряет, если все в порядке — фиксирует. В большинстве случаев, проблемы решаются за одно посещение длительностью один час прямо у кресла пациента. CEREC-система обошлась недешево. Но я решилась на эти траты, даже понимая, что новое оборудование окупится не сразу, так как убеждена, что оно выведет на принципиально новый уровень не только мою клинику, но и стоматологию Пензы в целом.

— Люди действительно готовы пользоваться услугами частной стоматологии, доплачивая за новые, пусть и лучшие технологии?

— Да, не всем понятно сразу, зачем отдавать «лишние» на первый взгляд деньги, если за углом можно вылечить зуб дешевле? Но цена и качество неразрывно связаны. Качественная работа не может стоить дешево. На первом месте, на мой взгляд, стоит уровень профессионализма врача. И в стоматологии разница в цене возникает из-за различной стоимости расходных материалов. Можно ли назвать работу качественной, если использовалось чуть ли не самое дешевое сырье?

— Стоматологическая клиника — место, куда люди ходят не то что без удовольствия, а через силу. Какие маркетинговые ходы вы использовали, чтобы сменить негативный настрой на позитивный?

— Здесь главное — перешагнуть через порог клиники. Страхи у наших людей остались с детства. Новое поколение не будет бояться стоматологов. Малыши, смотря мультфильмы на экране монитора сами открывают рот. Иглы тончайшие, анестезия действует мгновенно, — они даже не сразу понимают, что это был укол. Часто наблюдаю, как жены силком приводят своих мужей и шепчут: «Он боится». Могу сказать, что от нас еще никто не убегал (смеется), так что главное превозмочь страх. «Стоматология» и «боль» больше не синонимы.

— Почему вы выбрали такое название — «Дали»?

— Я с огромным уважением отношусь к творчеству Сальвадора Дали и всегда была убеждена, что стоматология тоже искусство. Отсюда и наш слоган: «Стоматология «Дали» — это искусство». Но пензенцы этого не оценили. Как правило, жители нашего города уверены, что здесь — косметологический салон или парфюмерный магазин. И как бы я ни противилась тому, чтобы подобно большинству не обезличивать клинику вывеской «Стоматология», разместить ее оказалось правильным решением. Так я сделала во втором подразделении клиники, работающем в Арбеково.

— Слышала, будто то здание даже воздвигалось под вашим авторским руководством?

— Трехэтажное здание клиники по улице Лядова строилось несколько лет. Неоднократно слышала в свой адрес предостережения и сомнения. Но мне все-таки удалось совместить и стройку, и работу, и преподавательскую деятельность.

— Считается, что бизнес — не женское дело. Вы стали бы опровергать это высказывание?

— Я просто люблю свою работу. Знакомые говорят, что я живу своими планами, «пятилетками». Конечно, приходится чем-то жертвовать. Самой вести прием и заниматься административной работой нелегко, и часто приходится приезжать в выходной, чтобы «разгрести» стопку бумаг. Но я уверена, что при желании можно успеть все.

Пензенский Бизнес-журнал №3 2012